вернуться к новостям
Новости отрасли
СПРОС НА ШИНЫ РАСТЕТ, НО ИМПОРТ ДАВИТ
Спрос на шины растет, но импорт давит
В России наблюдается оживление спроса на рынке шин. При этом растет и стоимость продукции. На цене отразились не только общие инфляционные факторы, но и законодательные ограничения. Параллельно рынок испытывает серьезное давление со стороны иностранных поставщиков, особенно в сегменте легковых шин. Подробности -— в материале на основе исследования RUPEC.
Оживление спроса
В I полугодии 2024 года в России наблюдался устойчивый рост спроса на автомобильные шины. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года динамика продаж всех типов покрышек в рознице составила 15%. При этом в 2023 году рост по отношению к первому полугодию 2022 года был еще выше — 30,9%. Оживление спроса произошло в целом на фоне восстановления автомобильного рынка и продаж автомобилей.
По состоянию на 1 июля 2024 года на территории Российской Федерации было зарегистрировано 54,5 млн единиц автомобильной техники. Год назад, 1 июля 2023 года, в стране было зарегистрировано 53,9 млн авто, то есть на 600 тысяч меньше. 85% от этого количества приходится на легковые автомобили, которых насчитывается 46,36 млн штук (45,74 млн ед. на 1 июля 2023-го). Также в России числится 4,17 млн легких коммерческих машин (LCV) (4,12 млн ед. в 2023-м) и 3,6 млн грузовиков (было 3,67 млн ед.). Самым же малочисленным сегментом остаются автобусы, которых зарегистрировано 0,36 млн единиц.
Шины растут в цене
Высокий спрос, как общие инфляционные факторы, повлияли на стоимость шин в России, которая также показала рост. В среднем одна летняя шина в первой половине 2024 года продавалась в рознице за 5830 руб. Этот показатель оказался на 13,7% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Всесезонные шины прибавили в цене 13,2%, до 8264 руб. за единицу. Шипованные зимние шины — 8,8%, до 7333 руб., а нешипованные стали дороже на 10,5%, до 5897 руб.
Согласно данным национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, цены выросли еще и вследствие принятия постановления об ограничении эксплуатации шин не по сезону и восстановленных шин (Постановление Правительства РФ от 27 мая 2023 г. № 837). Для конечных покупателей выросли на 12% на шипованные зимние шины на легковые машины, а на нешипованные — на 8% в 2023 году в сравнении с 2022-м. Предложение продукции при этом превышает 2022 год на 11% во многом благодаря приросту предложения шипованных зимних шин из-за резкого роста импорта (+101% к 2022-му).
В связи с увеличением спроса на шины и ростом цен траты россиян в денежном выражении увеличились к аналогичному периоду прошлого года на 35,7%. Если в январе—июне 2023 года суммарно на приобретение шин было потрачено 175,7 млрд руб., то в январе—июне 2024-го — 238,5 млрд руб., что на 62,8 млрд больше.
Анализ импорта
Согласно данных государственной информационной системы мониторинга товаров в России импорт шин в РФ по итогам 2023 года увеличился на 24% к 2022-му и на 36% к 2021-му. При этом только Китай экспортировал в Россию шин и покрышек пневматических резиновых новых на сумму $1,68 млрд, что составило почти 8% от всего экспорта из КНДР.
Подъем российского рынка шин в 2023 году был обеспечен исключительно поставками импортной продукции. Согласно данным Росстата, производство шин внутри России в 2023 году продолжило снижение. По данным статистического ведомства, если в I полугодии 2024 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года российское производство шин увеличилось на 15%, до 25,2 млн штук, то в 2023 году было произведено 45,6 млн шин, что меньше, чем в 2022-м на 11,9%.
В то же время большая часть предложения на рынке в 2023 году приходится на “Производство РФ” и составляет 58% от всего предложения. Поставки из-за пределов РФ — 42%. Большую часть ввозимых шин в рассматриваемом периоде составляют легковые шины. В 2023 году поставки из-за пределов РФ этого типа продукции составили 19,2 млн штук — 64,5% от общего объема поставок шин в страну.
Это на 44% больше, чем за аналогичный период в 2022 году. Следом идут грузовые шины — 3,5 млн штук. Это 11,6% всей ввозимой продукции, что на 21,8% меньше, чем за аналогичный период в прошлом году.
Российское производство
Снижение объемов производства шин с аналогичным периодом 2023 года обусловлено приостановками операционной деятельности, в том числе по причине проблем с поставками сырья, и сокращением поставок шин на экспорт, поскольку 5-й пакет санкций Европейского союза, вступивший с силу в силу 10 июля 2022 года, ввел запрет на ввоз в Европейский союз шин, произведенных в Российской Федерации.
В диапазоне с 2017 по 2024 годы максимальное производство количество шин было зафиксировано в 2018 году. Тогда за весь год было произведено 67,5 млн шт. шин.
Локальное производство шин по итогам 2023 года оказалось распределено следующим образом: 75% — для легковых автомобилей, 13% — для грузовиков, 9% — легкогрузные покрышки для среднетоннажников и автобусов. На остальные категории пришлось менее миллиона выпущенных в России единиц продукции.
Большая часть от общего объема – это производство шин для легковых автомобилей. Всего в 2023 году таких шин было выпущено свыше 30,4 млн шт., что на 11,8% меньше, чем было произведено в 2022-м году. За I полугодие 2024-го шин такого типа было выпущено производителями в количестве 18,2 млн шт., что на 27% больше, чем в январе–июне 2023-го. Если по итогам 2023-го доля шин для легковых авто составляла 66,5% от общего выпущенного объема, то по итогам января-июня 2024-го доля таких шин увеличилась до 72,3%.
Почти 6,5 млн шт. шин и покрышек, произведенные в стране, предназначены для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Это на 7,7% меньше, чем в 2022-м. В I полугодии 2024 года было произведено 3 млн шт. таких шин, что практически соответствует уровню аналогичного периода 2023-го.
RUPEC