г.Казань, ул. Ершова, д. 29а

вернуться к новостям

Новости отрасли

ОТ "СТРАТЕГИИ 2035" К НОВОМУ "ГОСПЛАНУ"
Минпромторг хочет видеть через полгода новую стратегию развития химической отрасли до 2035 года. Будущие авторы документа, с одной стороны, говорят о некой преемственности в соотношении с действующей стратегии до 2030 года, вплоть до цифр. Но готовы обсуждать будущий документ и его корректировку с широким экспертным сообществом. С другой стороны, озвученные тезисы для включения в стратегию предполагают существенное увеличение роли государства в химпроме. Причем речь идет не только об увеличении финансирования, но и о планировании с госучастием и распределении будущих производств по регионам. О том, чего еще ждать от новой стратегии – в материале RUPEC.

Крупнейшая отраслевая выставка "Химия 2024" в этом году открылась со стратегических новостей, которые принес глава Минпромторга Антон Алиханов. Вместе с открытием выставки Минпромторг РФ заключил соглашение о взаимодействии с национальным исследовательским Томским государственным университетом и Инжиниринговым химико-технологическим центром (ИХТЦ) по разработке стратегии развития химической промышленности на период до 2035 года. Документ должен появиться уже в июне 2025 года.

Как рассказала депутат Госдумы РФ Мария Василькова, разработка стратегии будет осуществляться также при непосредственном участии Экспертного совета по развитию химической промышленности при комитете Госдумы по промышленности и торговле. Позже на заседании "Российского союза химиков" директор ИХТЦ Алексей Князев дополнил, что к обсуждению документа планируется привлечь профессиональное сообщество в широком понимании.

"Мы должны до июня разработать этот документ, а также среднесрочный план действий и макроэкономический анализ. В стратегии будет часть открытая и коммерческая. Содержание предмета является нашим техническим заданием. Мы сейчас его заполняем, и первый вариант документа мы предоставим на обсуждение внутри "Российского союза химиков" уже в декабре. Такие планы. Просьба критиковать, добавлять, давать ценные указания", – призвал Князев.

А что со "Стратегией 2030"?

Стоит напомнить, что в России есть действующая стратегия развития отрасли – "Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года". Она была принята и утверждена еще весной 2016 года. Основные ее пункты, отражающие проблемные секторы для развития, актуальны и сейчас:

– техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых экономически эффективных, ресурсо- и энергосберегающих и экологически безопасных химических и нефтехимических производств;
– развитие экспортного потенциала и импортозамещение;
– повышение инновационной активности предприятий химического комплекса;
– ресурсно-сырьевое и топливно-энергетическое обеспечение химического комплекса;
– развитие транспортно-логистической инфраструктуры;
– кадровое обеспечение.

Однако очевидно, что после 2022 года, реализовывать все это приходится в новых условиях санкционного давления (несопоставимого с санкциями 2014 года), переориентации экспорта и внешних закупок на восточное направление, бюджетной экономии и катастрофического кадрового дефицита.

Есть и более актуальный документ: "Дорожная карта развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года". Последние корректировки в нее были внесены уже с учетом новой санкционной политики весной 2023 года.

В частности, в "дорожной карте" были существенно скорректированы целевые показатели. Ушел план по объемам нетто-экспорта, а вместо двух отдельных показателей по долям нафты и СУГ появился единый показатель доли углеводородного сырья в нефтехимии. Плановый объем выработки крупнотоннажных полимеров сократился с 11,1 млн тонн до 9,9 млн тонн. Сама "дорожная карта" уменьшилась в целом с 16 пунктов до 7. Пункты тоже были скорректированы.

Добавились мероприятиями по развитию транспортно-логистической инфраструктуры, локализации оборудования, экспериментом по введению маркировки товарных масел и смазок, созданию дополнительных механизмов стимулирования развития нефтегазохимических кластеров, особенно в Арктической зоне и на Дальнем Востоке, решению кадрового вопроса.

Цифры из "верхнеуровневых стратегий"

Алексей Князев, полагает, что "Стратегия 2035" многое возьмет из предшествующих документов. И даже цифровые ориентиры могут перекочевать в новую стратегию.

"Нам задавали вопрос: "А какие вы планы собираетесь ставить?" Мы ничего сами не планируем выставлять. Мы берем из верхнеуровневых стратегий. Но если мы с вами в рамках работы Союза химиков решим, что эти цифры должны быть скорректированы, давайте обсуждать и выносить на Министерство промышленности", – заявил он на заседании "Российского союза химиков".

Цифры все-таки придется корректировать с учетом новых реалий. Например, "Стратегия 2030" содержала планы по сокращению доли импорта в структуре отечественного потребления химических волокон с 58% в 2014 году до 27% в 2030-м, шин – с 59% до 33%, резино-технических изделий – с 46% до 22%. Однако в современных условиях такие планы кажутся чересчур оптимистичными. Например, в первом полугодии 2024 года доля импортных шин на российском рынке составила 44%. Причем продажи зарубежных изделий росли быстрее отечественных за счет китайской экспансии.

"Должно ли государство регулировать, какими веществами, кому и в каких регионах заниматься?"

Князев предлагает ввести в новую стратегию и новые ключевые принципы.

Во-первых, предлагается четче систематизировать химическую продукцию. Сейчас, по замечанию Князева, ее номенклатура определяется в трех измерениях: по размеру (мало-, средне-, крупнотоннажная), по природе (химия фосфора, хлора, серы и т.п.), по потреблению (пищевая, резинотехническая, химия удобрений и т.п.). В новой стратегии номенклатуру предлагается уточнить и внести предложения по корректировке ОКПД2.

Во-вторых, стратегия должна учитывать господдержку отрасли на всех этапах: образование, наука, инжиниринг, проектирование, строительство и производство, а не на отдельных из них.

В-третьих, развитие химпрома нужно рассматривать через организацию продуктовых цепочек. Причем начинаться цепочки должны с сырья, а господдержка должна идти по всей цепочке. А сейчас, как отметил Князев, часть этих цепочек может находиться даже в ведении разных министерств, как, например, производство этилена (Минэнерго) и полимерная промышленность (Минпромторг).

Наконец, по мнению главы ИХТЦ, по стратегии в целом должна вырасти роль государства в российском химпроме, фактически вплоть до уровня советского Госплана. Государство должно планировать, определять структуру продуктовых цепочек, их распределение по стране и т.д.

"Вопрос о том, должно ли государство регулировать, какими веществами, кому и в каких регионах заниматься? Сейчас мы видим буквально анархию, когда, несмотря на то, что страна нуждается в тысячах химических веществ, есть 20 веществ у всех на слуху, вокруг которых от 5 до 10 компаний ломают копья, пишут технико-экономические обоснования. Нас и так не много, а мы еще умудряемся конкурировать в таком открытом поле. Возможно, нужно государству регулировать ситуацию и рождать задачи", – считает Алексей Князев.

Продуктовые цепочки и министерство химической промышленности?

Многое из того, что говорит глава ИХТЦ уже активно обсуждается в отрасли. Так, идея продуктовых цепочек от сырья до конечной продукции заложена в национальный проект "Новые материалы и химия". Усиление роли государства на практике заметно и по увеличению финансовых механизмов поддержки, и по консолидации новых проектов в промышленных парках и особых экономических зонах.

Постановка задач от государства уже частично идет. Более того, на пленарной сессии XII московского международного химического форума академик РАН, профессор Степан Калмыков сообщил, что уже в ближайшее время в России будет оформлен институт квалифицированного заказчика, позволяющий задействовать госфинансирование на коммерческих научных проектах.

Наконец, обсуждается и единый госконтроль. Участники XXII Менделеевского съезда по общей и прикладной химии в качестве решений съезда зафиксировали предложение Российской академии наук (РАН) обратиться к правительству РФ с просьбой восстановить в стране Министерство химической промышленности.

Появится ли у нас минхимпром – вопрос спорный, но, видимо, контуры новой стратегии уже заданы.

RUPEC