г.Казань, ул. Ершова, д. 29а

вернуться к новостям

Новости отрасли

В Казани придумали асфальт, который можно класть в дождь и снег
Испытания образцов показали, что прочность покрытия увеличивается в полтора раза, к тому же асфальт становится гораздо менее восприимчив к воде. Это позволяет увеличить срок службы дорожного полотна в два раза.

Для многих картина, когда асфальт прохудился и его ремонтируют, знакома, только иногда с этим приходится сталкиваться не в тех погодных условиях, например, во время дождя или снега. Бывает, что рабочие, как ни в чем не бывало, укладывают смесь, получается, что выполнение плана превыше всего, и неважно, какой потом будет результат. Ученые КНИТУ придумали, как решить эту проблему, и разработали новый компонент для асфальта. Благодаря ему, новую асфальто-битумную смесь можно укладывать во время дождя и снега и даже при отрицательных температурах до минус пяти градусов.

- Кроме того, она отличается тем, что у нее долгий срок службы и битумную смесь можно готовить непосредственно на месте укладки. Она как водоэмульсионная краска, которая не боится воды, - рассказывает проректор, завкафедрой технологии изделий из пиротехнических и композиционных материалов КНИТУ Илнур Абдуллин.

Внешне такое покрытие ничем не отличается от любого другого асфальта, а по структуре различия кардинальные. В вузе подчеркивают, что все дорожные битумы (основное вещество, от которого зависит качество дорожного полотна, - Ред.) проходят лабораторный контроль на соответствие государственному стандарту. Вот только действующий документ используется уже более 40 лет, за это время его показатели все меньше отвечают реальности, а главное, жестким условиям, в которых применяется дорожное покрытие. Ученые использовали два компонента, которые помогли улучшить характеристики полотна, - полифункциональный полимерный модификатор и асбестовый наполнитель. Испытания образцов показали, что прочность покрытия увеличивается в полтора раза, к тому же асфальт становится гораздо менее восприимчив к воде. Это позволяет увеличить срок службы дорожного полотна в два раза. Разработчики даже получили два патента как изобретение России.

Пока разработка не применяется повсеместно - «уложили несколько километров», поясняет Илнур Абдуллин. А, например, в Германии такой способ укладки асфальта используют всюду. Почему же в Татарстане такая находка не нашла широкого применения, завкафедрой затруднился ответить, хотя сложности во внедрении в рабочий процесс нет никакой, как и завышенной стоимости. Ориентировочная рыночная цена подобной смеси составляет порядка 9-10 тысяч рублей за тонну. По словам специалиста, нужно постоянно работать над битумом, наполнять его полимерами - изменение состава, формулы позволяет делать продукт более гибким, термостойким, устойчивым к нагрузкам. Вот только не всегда формула, которая применяется для создания дорожного полотна, изначально плохая, в большинстве случаев не соблюдаются правила.

- Ямы образуются из-за того, что либо основание бывает не очень хорошее, либо технологии нарушаются. Часто добавляют водорастворимые компоненты вместо того, чтобы класть гранитную гальку, которая устойчива к воздействию влаги, - комментирует проректор по НДИП КХТИ Илнур Абдуллин.

Кроме того, все компоненты нужно промывать от посторонних включений как то ил, мелкий песок, просушивать - пропуск этих процедур также отрицательно влияет на качество асфальта.

Всего же для дорожных работ используют три основных типа покрытия - литой, пористый и щебеночно-мастичный асфальт.

- Первый применяют для ямочного ремонта. Второй и третий тип используют для покрытия больших дорожных пространств, между собой они отличаются стоимостью, ЩМА дороже, чем пористый асфальт, - комментируют в пресс-службе министерства транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстан. Какое выбрать покрытие, зависит от многих факторов, в том числе и от интенсивности движения. На тех или иных дорогах разные виды асфальта - на трассах один, во дворах другой, есть свои стандарты и для сельских дорог. Новые технологии, когда асфальт можно класть, не оглядываясь на погодные условия, нужны транспортному комплексу, хотя приходится сталкиваться с тем, что старые методы пытаются использовать как разработку вуза.

- Недавно видел, как асфальт клали во время снегопада на Миллениуме, теперь боюсь, что будет с заплаткой. Похоже, что пока везде в основном применяют старые технологии, только с нарушением методики, - считает региональный представитель ФАР по РТ Рамиль Хайруллин. Ученые надеются, что их разработкой заинтересуются, и они смогут наладить промышленное производство нового асфальта.

Источник: sntat.ru