г.Казань, ул. Ершова, д. 29а

вернуться к новостям

Новости отрасли

Важное за неделю: пошлины на удобрения, противосанкционные иски и обвал импорта шин
Вторая неделя декабря оказалась в целом небогатой на громкие события. Внимание по-прежнему приковывает непростая ситуация вокруг российских удобрений. В этот раз ньюсмейкером стало Правительство РФ, которое ввело экспортные пошлины на них, несмотря на прогнозируемое падение экспорта удобрений на 10%. Интересные дни ожидаются в петербургском арбитраже, где "Русхимальянс" пробует себя на ниве противосанкционных исков в отношении Linde. А российские шинники могут потирать руки в ожидании передела долей отечественного рынка на фоне ухода европейских конкурентов.

Правительство хочет заработать на экспорте удобрений вопреки его спаду

На уходящей неделе в экспертном сообществе продолжилось обсуждение видимых и только ожидаемых последствий вступления в силу потолка цен и эмбарго на нефть для целого ряда отраслей. А вот споры о 9-ом пакете международных санкций прошли фактически мимо отрасли, однако косвенно затронули и вновь подняли в топ повестки тему удобрений.

Формально прямых международных запретов на экспорт российских удобрений в новом пакете нет. И власти РФ рассчитывают получить на них дополнительные доходы в бюджет. На этой неделе Правительство ввело пошлины на экспорт отечественных удобрений. Они вступят в силу с 1 января 2023 года. Фиксированная пошлина на экспорт всех видов удобрений составит 23,5% при цене отсечения $450 за тонну. Ожидается, что в условиях высоких мировых цен на удобрения, дополнительные доходы бюджета РФ от этой меры могут составить 135,6 млрд рублей.

Сюрпризом эту новость назвать нельзя. Мера обсуждалась давно, и еще в ноябре стали известны основные параметры планируемых нововведений. Интересен контекст. Правительство пошло на такую меру даже несмотря на то, что само же прогнозирует падение объемов продаж. Буквально за две недели до публикации постановления о вводе пошлин, минпромторг РФ объявил об ожидаемом снижении экспорта российских удобрений в размере 10% по итогам 2022 года.

Экспорт удобрений начал падать сразу же после ввода первых международных санкций в отношении российских компаний. Прямого запрета на эту продукцию не было. Однако у компаний-производителей начались логистические трудности, и в первую очередь, с морскими поставками после ограничений на вход судов в европейские порты на перегрузку.

Возможно, правительство рассчитывает на ослабление косвенного влияния санкционного давления на рынок удобрений в 2023 году. По крайней мере, как сообщал на этой неделе Financial Times, часть стран Евросоюза (Германия, Франция, Нидерланды, Испания, Бельгия и Португалия) выступили за корректировку санкций против России. По их мнению, необходимо облегчить поставки российского зерна и удобрений бедным странам. В противном случае, без таких мер, все идет к дальнейшему усилению ориентации производителей удобрений на внутренний рынок.

"Русхимальянс" судится с Linde в арбитраже Санкт-Петербурга

Еще один фронт околосанкционных баталий разворачивает в Арбитражном суде Санкт-Петербурга. "Русхимальянс", совместное предприятие "Газпрома" и "Русгаздобычи", подал заявление о защите имущественных интересов. В качестве ответчиков указаны Linde PLC и ее филиал Linde Gmbh.

Еще в марте Linde сообщила, что прекратила реализацию новых проектов в России и намерена соблюдать требования наложенных на Москву санкций ЕС. А в июне компания уведомила "Газпром" об отказе от работы на строительстве СПГ-завода в Усть-Луге. На этом проекте “Русхимальянса” Linde выступала EPC-подрядчиком и поставщиком части оборудования.

В перспективе в будущем процессе интересно все: и реакция Linde, и формат ее участия в деле, и дальнейшие действия обеих сторон по результатам судебного решения. Так что за ходом дела стоит следить внимательно. Оно если и не станет прецедентом, то может подать пример другим российским компаниям, сформировав судебную практику.

Перспективы импортозамещения: полиуретан, катализаторы, шины

В целом на этой неделе было много анонсов проектов для импортозамещения той или иной продукции. Но мы остановимся лишь на нескольких, с наименьшими сроками реализации. "Газпром нефть" планирует в 2023 году запустить первую линию катализаторного производства для нефтепереработки мощностью 6 тысяч тонн в год.  Именно катализаторы могут стать одним из сдерживающих факторов российской нефтепереработки. В своем исследовании "Российский рынок катализаторов для нефтеперерабатывающей промышленности" год назад мы прогнозировали рост спроса на них в России до 26 тыс. тонн, или на 50%, к 2030 году. Сейчас доля импорта этой продукции в РФ колеблется от 70 до 100%. Поэтому отечественные компании крайне заинтересованы в скорейшем запуске собственных мощностей по производству катализаторов.

Параллельно "Газпром нефть" сообщила о планах запуска производства полиэтилена и полипропилена на Омском нефтеперерабатывающем заводе. Однако пока речи не идет ни о сроках, ни о примерных параметрах проекта. А рядом с новостями о судебных исках в адрес международных поставщиков оборудования, такие планы смотрятся чересчур оптимистично.

Завершенным же инвестиционным проектом смогла похвастаться компания "Эгида". Она открыла завод по выпуску эластичного пенополиуретана в Липецке, в одноименной экономической зоне. Мощность производства компания не называет, однако сам факт его появления должен позитивно отразится на российском рынке. Рынок полиуретана считается растущим. Спрос на него стабильно увеличивается последние 6-7 лет в машиностроении, производстве мебели и строительной индустрии. При этом Россия в основном импортирует полиуретаны, из-за чего российские переработчики испытали острый дефицит в этом сырье в период пандемии COVID-19.

Еще одной новостью, которая может расцениваться как позитивная, но только российскими производителями шин, стала публикация данных об импорте этой продукции. По данным Евростата, экспорт шин и покрышек из Евросоюза в Россию в январе-сентябре 2022 года в денежном выражении составил 135,5 млн евро, что на 65,5% меньше, чем за аналогичный период 2021 года (393,3 млн евро). Российским заводам от Ярославля до Омска остается только наращивать производство. А нам — наблюдать за тем, как перераспределятся доли европейских поставщиков.

Источник: Rupec