г.Казань, ул. Ершова, д. 29а

вернуться к новостям

Новости отрасли

Новые российские конкурентоспособные технологии производства автобензинов класса ЕВРО-5
В сложившейся геополитической ситуации вопрос развития импортозамещения становится стратегически важным как для конкретных предприятий, так и для страны и отрасли в целом. Вместе с тем, в сфере производства высококачественных автомобильных бензиновых топлив ужесточение экологических норм, требующих ограничения по содержанию ароматических соединений и бензола, также усиливает необходимость перевода производств на современные отечественные технологии.

По сравнению с каталитическим риформингом или крекингом процесс изомеризации легких бензиновых фракций позволяет значительно улучшить экологические и эксплуатационные характеристики топлива, снизив количество ароматических углеводородов. Именно поэтому технология изомеризации становится всё более востребована на НПЗ, выпускающих высокооктановые моторные топлива.

Сегодня в России, помимо импортных технологий изомеризации легких бензиновых фракций (UOP-“Par-Isom”, UOP-“Penex”, Süd-Chemie, Axens), активно используются и отечественные («Изомалк-2»). Однако, мировой катализаторный рынок постоянно находится в движении, стимулируя создание новых, усовершенствованных технологийи качественных продуктов. Созданное в 1970 году СКТБ «Катализатор» продолжает исполнять своё главное предназначение, сформулированное Минхимпромом СССР - разработка, внедрение и производство катализаторов взамен импортных. Опыт в 50 лет позволил компании стать одним из крупнейших в России высокотехнологичным современным предприятием по разработке, производству катализаторов, а также инжиниринговому сопровождению поставляемых продуктов. Сегодня компетенции компании позволяют производить продукты мирового качества. Доля экспорта в товарообороте компании составляет на протяжении нескольких лет более 85%, число партнеров по всему миру превышает цифру 70. Следуя тенденциям рынка, сегодня компания предлагает эффективное решение и в задаче производства автобензинов по стандарту ЕВРО-5.

В настоящее время устойчивой конкурентоспособностью в процессе изомеризации в области низких температур обладают две технологии – на хлорированном катализаторе и на сульфатциркониевом. Подавляющая доля импорта приходится на хлорированный алюмооксидный катализатор, зависимость от западных лицензиаров (Axens, UOP) которого составляет 100%. Отечественные конкурентоспособные хлорированные катализаторы отсутствуют, а отсталость отечественных научных разработок в этой области составляет более 10 лет. Кроме того, отсутствует и технологическая возможность производства хлорированных алюмооксидных катализаторов на отечественных катализаторных фабриках из-за отсутствия высокотехнологичного дорогостоящего узкоспециализированного оборудования.

Наиболее рациональным решением проблемы импортозамещения является замена технологии низкотемпературной изомеризации с использованием хлорированных алюмооксидных катализаторов на технологию низкотемпературной изомеризации с использованием сульфатциркониевого катализатора.

Особенности и преимущества по сравнению с технологией на хлорированных алюмооксидных катализаторах:
•    возможность получения изомеризата с октановым числом (ИМ) до 84 пунктов при технологической схеме «за проход» и до 92 пунктов при технологической схеме с полным рециклом;
•    отсутствие бензола/ароматических соединений/серы в изомеризате;
•    отсутствие необходимости блока адсорбционной осушки сырья;
•    отсутствие необходимости подачи агрессивных реагентов, не требует применение высоко коррозионностойких материалов;
•    отсутствие отходов, требующих утилизации (щелочные стоки);
•    проведение активации катализатора в реакторах установки;
•    проведение регенерации катализатора в реакторах установки без необходимости выгрузки.


Учитывая мировые тенденции и требования отечественного рынка, специалистами АО «СКТБ «Катализатор» разработан сульфатциркониевый катализатор АОК-72-55 для процесса низкотемпературной изомеризации парафиновых углеводородов С5-С6. Платиновый катализатор создан на основе сульфатированного цирконийоксидного носителя, включающего оксид алюминия и ионы кальция (Патент № 2595341).

Особенности и преимущества по сравнению с хлорированными алюмооксидными катализаторами:
•    устойчивость к проскокам соединений серы и азота, а также воды, не приводящим к безвозвратной потере активности;
•    сопоставимые активность и степень конверсии нормальных парафинов;
•    отсутствие необходимости подачи кислотного реагента (хлорорганики) для поддержания активности катализатора;
•    более глубокое раскрытие нафтеновых колец, обеспечивающее дополнительную эффективность установок с рециклом;
•    устойчивость работы в широком диапазоне объемных скоростей подачи сырья от 1,0 до 3,0 ч-1;
•    регенерируемость, возможность проведения нескольких регенераций без потери активности;
•    межрегенерационный цикл работы составляет не менее 4-х лет;
•    срок службы достигает 10-12 лет.


Производство катализатора изомеризации АОК-72-55 осуществляется в ЗАО «Промышленные катализаторы» («Промкатализ», г. Рязань), входящее в структуру АО «СКТБ «Катализатор», которое ориентировано главным образом на многотоннажное (6000 тонн в год) производство катализаторов гидроочистки, каталитического риформинга и изомеризации бензиновых фракций.

АО «СКТБ «Катализатор» предлагает разработку и реализацию готового решения для установок низкотемпературной изомеризации по переводу на технологию с использованием сульфатциркониевого катализатора АОК-72-55, разработанную АО «СКТБ «Катализатор», в два этапа:

Этап 1
•    обследование установок низкотемпературной изомеризации, выявление возможных «узких» мест;
•    проведение независимых пилотных испытаний промышленного образца катализатора АОК-72-55 на реальном сырье с технологическими параметрами установок низкотемпературной изомеризации;
•    разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) для смены технологии.

Этап 2
•    разработка базового проекта на реконструкцию технологических установок низкотемпературной изомеризации легкой бензиновой фракции;
•    сопровождение процесса разработки рабочей документации проекта реконструкции технологических установок;
•    сопровождение реконструкции технологических установок;
•    разработка технологических инструкций для эксплуатации установок низкотемпературной изомеризации;
•    производство и поставка катализатора АОК-72-55;
•    сопровождение технологической подготовки (предпусковые операции, загрузка и активация катализаторов), пуска, вывода на нормальный технологический режим технологических объектов;
•    мониторинг работы технологических установок;
•    разработка технических отчетов о работе технологических установок с выдачей рекомендаций по дальнейшей эффективной эксплуатации.

50-летний опыт работы компании на рынке показал, что для успешной конкуренции на российском рынке одной лишь поставки катализатора уже не достаточно. И сегодня АО «СКТБ «Катализатор» стало одним из лидирующих научно-производственно-инжиниринговых центров, обладающим полным спектром компетенций и способным взять на себя ответственность за достижение гарантированных показателей.

Полторыхин Евгений Викторович КузГТУ (Кузбасский государственный технологический университет), Химико-технологический факультет, ведущий инженер-технолог дирекции инжиниринга нефтепереработки АО «СКТБ «Катализатор»

Врублевский Дмитрий Владимирович КубГТУ (Кубанский государственный технологический университет), Химико-технологический факультет, руководитель дирекции инжиниринга нефтепереработки АО «СКТБ «Катализатор»
ИА Neftegaz.RU.

Сырье для нефтехимии подешевеет
Обратный акциз на сжиженный углеводородный газ (СУГ) и этан, используемые в качестве сырья для производства нефтехимии, в России вступит в силу с 1 января 2022 г. Это позволит российским нефтехимическим предприятиям выдерживать конкуренцию с иностранными производителями и активно выходить на зарубежные рынки.
Согласно законопроекту, в России с 2022 г. вводится акциз на СУГ и этан, используемые в качестве сырья для процессов пиролиза и дегидрирования, в размере 4 500 руб./т и 9 000 руб./т соответственно с последующим налоговым вычетом, который либо покроет, либо двукратно превысит уплаченную сумму акциза.
Участники рынка отмечают, что налоговые вычеты могут получить «Сибур Холдинг», Иркутская нефтяная компания (ИНК) и «Русгаздобыча». «Мы рассчитываем получать обратный акциз на этан на нашем заводе полимеров, который планируется ввести в эксплуатацию к 2024 г.», — сообщил представитель компании ИНК. Он также отметил, что бóльшую часть этого продукта компания намеревается отправлять на экспорт.
Источник: Аргус

Airbus переходит на водород
Проект гражданских самолетов на водородном топливе получил название «ZERОе»
Концепт гражданских самолетов, которые будут летать на водородных двигателях, разработала авиастроительная корпорация Airbus. Новость, пишет агентство НААНС-МЕДИА, эффектом водородной бомбы взорвала мировые авиационные информпорталы.
Корпорация, рассказал гендиректор Airbus Гийом Фори в интервью французской газете Le Parisien, планирует стать мировым лидером в создании летающих аппаратов с применением водородной топливной технологии, разработку которой можно считать исторической и революционной для всей коммерческой авиации в целом. Главная задача для разработчиков, отметил Фори, — создать пассажирский самолет на экологически чистом топливе, которое практически не загрязняет атмосферу и летает с нулевым уровнем вредных выбросов. Именно благодаря термину «нулевой выброс», этот проект и получил название «ZERОе».

По словам ведущего российского авиаэксперта Романа Гусарова, первый в мире экспериментальный самолет, который летал на водороде, был построен еще в 1988 году и сделали его в СССР. Это проект — Ту-155 — вариант самолета Ту-154, доработанный под водородное топливо. Эксперт пояснил, что в нашей стране от него оказались после многочисленных исследований и экспериментов. Расчеты показали, что экологичность водородного топлива не покрывает тех рисков, которые возникают при его использовании. И один из главных — безопасность. Если, к примеру, в какой-то аварийной ситуации керосин просто выгорает, то водород взрывается, фактически превращая самолет в водородную бомбу, которая не оставляет никому вокруг шансов на спасение.
Тем не менее, в Германии уже есть Национальная водородная программа стоимостью 9 млрд евро, которая предполагает плавный переход сначала к синтетической авиации — на смеси керосина и водорода, а затем и на чистый водород. Цель Германии — построить экономику нулевого выброса к 2050 году. Об этом же говорит и Airbus, которая планирует выбрать концепт двигателя не ранее 2025 года, а совершить первый полет на водороде не ранее 2035 года.
Нефть и капитал

Уменьшается демпфирующий коэффициент на бензин и дизель
Коэффициент рассчитывается на основе котировок нефтепродуктов
Введенный с целью стабилизации цен бензина и дизтоплива на внутреннем рынке топливный демпфер снизился в сентябре 2020 года относительно августа. Основная причина — уменьшение котировок на нефтепродукты в Северо-Западной Европе, сообщает агентство Argus. Значение демпфера для автомобильного бензина в сентябре составило «минус 4,07» тыс. рублей на тонну. В августе данный показатель находился на уровне «минус 4,06» тыс. рублей на тонну. Демпфер для дизельного топлива в сентябре составил «минус 6,93» тыс. рублей на тонну, в августе — «минус 4,53» тыс. рублей на тонну.
Эти коэффициенты, поясняет rupec.ru, рассчитываются на основе котировок нефтепродуктов по данным Argus. Стоимость бензина в сентябре уменьшилась в среднем на $8 за тонну — до $387 за тонну (cif СЗЕ). В сентябре котировки топлива в Северо-Западной Европе снизились незначительно, поскольку наблюдался стабильный спрос со стороны США.

Стоимость дизтоплива в Европе в сентябре сократилась на $48 за тонну — до $32 за тонну (cif СЗЕ). Топливо подешевело из-за больших запасов продукта в регионе.
Демпфирующий коэффициент является частью расчета обратного акциза на нефть, который выплачивается российским переработчикам из федерального бюджета в качестве компенсации за рост цен на сырье в рамках налогового маневра. В противоположном случае производители топлива должны делать выплаты по демпферу в бюджет

Водородный кластер создается на Сахалине
На Сахалине присутствуют мощности, которые могут быть использованы для производства водорода
Для развития водородной энергетики и экспорта этого вида топлива на рынки азиатских стран на Сахалине планируется создать водородный кластер. Соответствующий проект обсудили в Южно-Сахалинске на заседании круглого стола в правительстве региона с участием ученых РАН, нефтегазовых компаний и представителей Национальной технологической инициативы НТИ «Энерджинет» (Минэнерго РФ), сообщает «Интерфакс-Дальний Восток».

«Сегодня все мировые энергетические лидеры идут в сторону водорода, как наиболее перспективного топлива, которое отвечает всем понятиям так называемой „зеленой“ энергетики. Поэтому наша задача — немедленно сориентироваться, оценить возможности развития на Сахалине водородной темы», — заявил на открытии заседания сахалинский губернатор Валерий Лимаренко, отметив, что, по оценкам, на реализацию проекта потребуется 5 лет — от разработки проекта до промышленной установки.

В свою очередь, представитель НТИ «Энерджинет» Дмитрий Холкин сообщил, что летом нынешнего года федеральная власть утвердила энергетическую стратегию, в которой развитие водородной энергетики обозначено, как одно из приоритетных направлений российской энергетики. «Поставлены целевые показатели к 2035 году — 2 млн тонн экспортных поставок водорода. Сейчас Минэнерго, с нашим участием и Росатомом, ведет работу по созданию концепции развития водородной энергетики», — сказал он, отметив, что к концу текущего года эта концепция «должна быть подготовлена и утверждена». По мнению Холкина, в этой концепции Сахалинский водородный кластер мог бы стать приоритетным проектом, учитывая географическую близость к азиатским рынкам сбыта, что «создает уникальную возможность России на зарождающемся рынке».

По словам Холкина, азиатский водородный рынок находится на стадии формирования и имеет большие перспективы для экспортных поставок этого вида топлива. По его данным, Япония в своей стратегии энергетического развития до 2040 года заявила о планах импорта водорода в объеме 8 млн тонн в год, Южная Корея — 5,2 млн тонн, Малайзия — 1,6 млн тонн. «Так что рынки в этой перспективе достаточно известны, если перевести их в доллары, это примерно $40 млрд в год и больше», — сказал Холкин.
«На Сахалине присутствуют мощности, которые могут быть использованы для производства водорода. Это и природный газ, и наличие существующих резервных мощностей энергетической системы, которые могут быть использованы для производства водорода. Это и большой ветропотенциал, который есть на Сахалине, по нашей оценке, — около 3 млн тонн водорода в год», — резюмировал он